Добрый день всем.
На сайте Министерства Юстиции Украины были вывешены результаты обсуждения
вопроса практической реализации
отдельных положений постановления
Кабинета Министров Украины от 4 марта
2013 № 231 «Некоторые вопросы проведения
оценки для целей налогообложения и
начисления и уплаты других обязательных
платежей, взимаемых в соответствии с
законодательством», на заседании
круглого стола с участием представителей
Министерства юстиции Украины, Фонда
государственного имущества Украины,
Государственного агентства земельных
ресурсов Украины, Нотариальной палаты
Украины.
Итак, читаем....
1. Применение норм законодательных актов при дарении и наследовании земельных участков.
Нотариус является процессуально независимым лицом, самостоятельно оказывает правовую оценку представленным для совершения нотариального действия документам, относится совершение нотариального действия или отказа в его совершении, а также комплексно применяет нормативно-правовые акты при совершении нотариальных действий. Только в случае наличия разногласий в нормативно-правовых актах, которыми урегулированы совершение того или иного нотариального действия, нотариусы применяют положения нормативного акта, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об оценке земель» (далее - Закон) правовое регулирование оценки земель осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины, Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», Закона, законов Украины, других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ними.
Частью второй статьи 201 Земельного кодекса Украины (далее - Кодекс) и статьей 5 Закона предусмотрено, что денежная оценка земельных участков в зависимости от назначения и порядка проведения может быть нормативной и экспертной.
Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель. Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков. Денежная оценка земельных участков проводится по методике, утверждаемой Кабинетом Министров Украины (части третья - пятая статьи 201 Кодекса).
Согласно статье 13 Закона, которой определены случаи обязательного проведения денежной оценки земельных участков, нормативная денежная оценка земельных участков проводится в случае: определения размера земельного налога, определение размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, определение размера государственной пошлины при мене , наследовании и дарении земельных участков по закону, определение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства; разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель; отчуждения земельных участков площадью более 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений. Экспертная денежная оценка земельных участков проводится в случае: отчуждения и страхование земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, кроме случая, предусмотренного абзацем седьмым части первой статьи 13 Закона; залога земельного участка в соответствии с законом, определение инвестиционного вклада в реализацию инвестиционного проекта на земельные улучшения, определение стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, в случае если они вносятся в уставный фонд хозяйственного общества, определение стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации хозяйственного общества (предприятия) с государственной долей или долей коммунального имущества, которое является собственником земельного участка, выделение или определение доли государства и территориальной общины в составе земельных участков, находящихся в общей собственности; отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Украины, определение убытков собственникам или землепользователям в случаях, установленных законом или договором, решения суда. Во всех других случаях денежная оценка земельных участков может проводиться по соглашению сторон и в случаях, определенных законами Украины.
Статьей 20 Закона установлено, что по результатам, в частности, нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация, а по результатам проведения экспертной денежной оценки земельных участков составляется отчет. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Порядка проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231, этот Порядок определяет механизм проведения оценки недвижимого и движимого имущества для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, в целях исчисления дохода налогоплательщика - физического лица от продажи (обмена) и иного дохода такого налогоплательщика в виде полученной им денежной компенсации от отчуждения недвижимого и движимого имущества (кроме случаев его наследования и дарения), а также исчисления суммы государственной пошлины, налогов и других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством.
Настоящий Порядок является обязательным для применения при проведении оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством.
Статьями 377 Гражданского кодекса Украины и 120 Земельного кодекса Украины установлено, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения.
Учитывая положения указанных кодексов, земельные участки могут быть как самостоятельными объектами отчуждения или наследования, так и объектами право собственности на которые переходят к приобретателю вместе с правом собственности на жилой дом, здание или сооружение.
Учитывая выложит следует заметить, что нотариусы при выдаче свидетельств о праве на наследство на земельные участки, а также при удостоверении договоров дарения земельных участков должны руководствоваться положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, с учетом необходимости проведения соответствующей оценки земельных участков для целей предусмотренных законодательством. Так, при дарении и наследовании земельного участка применяются нормы законодательных актов по нормативно-денежной оценки земельных участков (Земельный кодекс Украины, Закон Украины «Об оценке земель»), а при переходе права собственности на земельные участки вместе с правом собственности на жилой дом, здание или сооружение применяется нормы законодательства по оценке движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством (Налоговый кодекс Украины, Законы Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации по реализации положений Государственной программы приватизации на 2012-2014 годы »,« О Фонде государственного имущества Украины », постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231« Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством »).
2. Об использовании отчетов об оценке составленных до 31 июля 2013 при оформлении наследственных прав необходимо отметить следующее.
Конституционный Суд Украины в своем решении по делу по конституционному обращению Национального банка Украины относительно официального толкования положения части первой статьи 58 Конституции Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) от 9 февраля 1999 № 1-рп/99 отметил, что в регулировании общественных отношений применяются различные способы действия во времени законов и других нормативно-правовых актов. Вместе с тем в указанном решении отмечено, что по общепризнанному принципу права законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Этот принцип закреплен в части первой статьи 58 Конституции Украины (законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица), по которой действие нормативно-правового акта во времени нужно понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или иной нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231 «Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» к 31 июля 2013 могут использоваться отчеты об оценке, проведенной субъектами оценочной деятельности по специализация мы 1.1 - 1.7 в рамках направления 1 и специализация мы 2.1 и 2.2 в рамках направления 2, то есть без учета положений Порядка, утвержденного этим постановлением.
Учитывая указанное, а также положения статьи 1218 Гражданского кодекса Украины, которой предусмотрено, что в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, считаем, что при выдаче свидетельства о праве на наследство, если наследственное дело открыто до 31 июля 2013 года, могут использоваться отчеты об оценке, составленные и поданы нотариусу и приобщены к материалам наследственного дела до 31 июля 2013 года.
3. Относительно проверки нотариусом наличии отчета об оценке, составленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231 «Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством ».
Согласно подпункту 1.20 пункта 1 главы 2 раздела II в Порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 22 февраля 2012 № 296/5, совершение нотариального действия с участием физического лица, предметом которой является объект недвижимого и движимого имущества , совершается нотариусом при наличии оценочной стоимости такого имущества, проведенной в порядке, определенном постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231 «Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» .
Учитывая приведенное, при совершении нотариального действия с участием физического лица, предметом которой является объект недвижимого и движимого имущества, нотариусы проверяют наличие отчета об оценке, составленного в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231 «Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством ».
Согласно пункту 3 Порядка проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013 № 231, определение оценочной стоимости осуществляется субъектом оценочной деятельности, соответствует требованиям, установленным правилами организации системы внешнего контролю качества, утвержденным Фондом государственного имущества (далее - правила организации контроля качества), иным требованиям законодательства и информация о котором включена в Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности:
по специализации 1.8 "Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством" в рамках направления 1 "Оценка объектов в материальной форме" и / или специализации 2.3 "Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством "в рамках направления 2" Оценка целостных имущественных комплексов, паев, ценных бумаг, имущественных прав и нематериальных активов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности "(далее - специализация 1.8 и / или 2.3), в составе которого работает не менее одного оценщик по специализации 1.8 и / или 2.3;
по направлению 3 "Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством" (далее - направление 3), в составе которого работает не менее одного оценщик по направлению 3. Оценщиками по направлению 3 является оценщики по таким направлением, а также оценщики по специализации 1.8 и / или 2.3.
Фонд государственного имущества Украины в определенном им порядке ведет Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности, в том числе по специализациям 1.8, 2.3 и направлению 3, с указанием в соответствующем разделе информации о оценщиков (субъектов оценочной деятельности), имеющих действующее квалификационное свидетельство оценщика или сертификат субъекта оценочной деятельности по специализации 1.8 и / или 2.3 и направлению 3.
Учитывая приведенное, нотариусы проверяют наличие отчета об оценке, составленного субъектом оценочной деятельности, который отвечает требованиям, установленным правилами организации системы внешнего контролю качества, утвержденным Фондом государственного имущества Украины, иным требованиям законодательства и информация о котором включена в Государственный реестр оценщиков и субъектов ' объектов оценочной деятельности по специализации 1.8 или по специализации 2.3, или по направлению 3.
Такая проверка наличия отчета об оценке включает в себя и проверку нотариусом регистрации отчета об оценке в Единой базе отчетов об оценке для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством (далее - Единая база) в соответствии с Порядком ведения единой базы отчетов об оценке для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, утвержденного приказом Фонда государственного имущества Украины от 10 июня 2013 № 795.
Согласно пункту 2.5 Порядка ведения единой базы отчетов об оценке для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством нотариусы являются пользователями Единой базы. Согласно пункту 4.1 Порядка ведения единой базы отчетов об оценке для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, пользователи Единой базы для осуществления проверки достоверности информации из отчета об оценке, имеют право доступа к Единой базы в части пересмотра общих сведений (наименование субъекта оценочной деятельности, выполнил отчет, категория объекта оценки, оценочная стоимость объекта, дата исполнения отчета). Поиск определенного отчета пользователями Единой базы осуществляется по его номером.
При этом обращаем внимание на то, что отчет об оценке является действительным при условии включения информации из отчета об оценке в Единую базу и присвоения таком отчета регистрационного номера (пункт 4.2 Порядка ведения единой базы отчетов об оценке для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязанности ' обязательным платежей, взимаемых в соответствии с законодательством).
4. Об определении стоимости предмета залога (ипотеки) в соответствии с Законами Украины «О залоге», «Об ипотеке».
Согласно части первой статьи 582 Гражданского кодекса Украины оценка предмета залога осуществляется в случаях, установленных договором или законом. Оценка предмета залога осуществляется залогодателем вместе с залогодержателем согласно обычным ценам, сложившимся на момент возникновения права залога, если другой порядок оценки предмета залога не установлен договором или законом (часть вторая статьи 582 Гражданского кодекса Украины).
Согласно части третьей статьи 12 Закона Украины «О залоге» при заключении договора залога с согласия сторон или по требованию одной из сторон может быть проведена оценка предмета залога в соответствии с законодательством.
Согласно части шестой статьи 5 Закона Украины «Об ипотеке» стоимость предмета ипотеки определяется по соглашению между ипотекодателем и ипотекодержателем или путем проведения оценки предмета ипотеки соответствующим субъектом оценочной деятельности в случаях, установленных законом или договором.
Таким образом, оценка предмета залога (ипотеки) проводится с целью определения его стоимости для заключения договора залога (ипотечного договора).
Учитывая приведенное, по мнению Фонда государственного имущества Украины, стоимость предмета залога (ипотеки), что передается физическим лицом в залог (ипотеку), определяется по соглашению между залогодателем (ипотекодателем) и залогодержателем (ипотекодержателем) или, если это предусмотрено договором между ними или законом - путем определения рыночной стоимости предмета ипотеки субъектом оценочной деятельности.
Оценка предмета залога (ипотеки), отчуждаемого юридическим лицом (банком, другим залогодержателем (ипотекодержателем)) не проводится субъектами оценочной деятельности по специализации 1.8 и / или 2.3 или направлению 3.
Вместе с тем, если предмет залога (ипотеки) отчуждается физическим лицом, оценка проводится субъектами оценочной деятельности по специализации 1.8 и / или 2.3 или направлению 3
По материалам сайта Министерства Юстиции Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий